О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
Документы школы.
1. Приказ.
2. План мероприятий по функциональной грамотности.
3. Методическая копилка заданий по функциональной грамотности. Перейти.
Документы.
1. Письмо от 12.09.2019 " ТС - 2176/04 " О материалах для формирования оценки функциональной грамотности обучающихся" Министерство просвещения РФ.
2. Приказ Рособнадзора № 590 , Минпросвещения № 219 от 06.05.2019 " Об утверждении Методологий и критерий оценки качества образования в общеобразовательных организациях."
Информация.
1. Что нужно знать учителю о функциональной грамотности.
2. Основные подходы к оценке читательской грамотности.
3. Основные подходы к естественнонаучной грамотности.
4. Функциональная грамотность.
5. Читательская грамотность - ключ к успеху.
6. Математическая грамотность - учимся для жизни.
7. Естественнонаучная грамотность. Система заданий.
Формирование функциональной грамотности.
1. Формирование функциональной грамотности при изучении истории.
2. Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.
3. Функциональная математическая грамотность.
4.Функциональная грамотность в начальной школе.
5. Формирование естественнонаучной грамотности.
6. Формирование функциональной грамотности у учащихся с помощью задач.
7. Задания, чтобы развивать математическую грамотность.
8. Об оперативности знаний и функциональной грамотности.
9. Формирование функциональной грамотности.
10. Функциональная грамотность.
11. Банк заданий.
Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности
- Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/index.php
- Центр оценки качества образования ИСРО РАО Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. http://www.centeroko.ru/
- СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся https://sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pd
|